Закованная в форму страсть.

«Произведение искусства должно быть связано с эпохой,

должно врасти в неё корнями, должно её истолковывать, и

в то же время производить впечатление вечности».

Бурдель.

 

Додонова Галина - скульптор, отличающийся несравненной манерой думать, чувствовать. Её поведение абсолютно индивидуально и для меня привлекательно.  Тревоги и сомнения, терзания и страстное желание постичь не только мир, но и душу свою свойственны этой сложной и абсолютно русской натуре.

С момента защиты дипломной работы, её имя приобрело прочную известность наряду с самыми прославленными мастерами советской культуры. Памятник Пушкину, поставленный сначала в Ленинграде, а в 1980 году «переехавший» в село Михайловское принёс ей всероссийскую славу. Удивительный, завораживающий  Пушкин, с ним хочется общаться…

Прошли десятилетия, и как истинно классическое произведение оно не только стало знаковым, оно заставляет вновь и вновь восхищаться  изысканностью формы, красотой «импрессионистической» лепки. Бесплотное – гений поэта - обрёло зримую определённость.

Пылкий характер поэта будет выражен в экспрессивной статуе «Пушкин на коне». Её дар монументалиста бесспорен, ибо совершенно не зависит от размера произведения. Тут другое. При создании образа поэта, происходит диалог энергий – скульптора и поэта. Отсюда и подлинность, и смятение духа и взаимопроникновение эпох, когда творцы становятся современниками не одного столетия.

Некая отстранённость от суетного мира, тихое и вдумчивое созерцание природы, певучая манера говорить - в этом есть многое от детства и юности, проведённых в родном древнем городе Ярославле. Природа, церкви. Русская икона с её чистотой и одухотворённостью,  условность и плоскостность  иконного построения завораживали Галину  с юных лет. Рядом Ростов Великий, Углич, Борисоглебск. Так складывался фундамент личности, тянущейся к  многосторонним знаниям.

Потом был Ленинград, самое прогрессивное для шестидесятых годов учебное заведение – Мухинское художественное училище, где она не только лепила, но и писала на холсте и не просто так, а, например, икону Тихвинской Божьей матери.

Ей было не легко в этом европейском городе.  Сложный и безумно красивый город со своей мифологией, город не отличающийся толерантностью.  Безмолвие петербургских строений скорее отражает безразличие, окружавшее и Пушкина и Ахматову. Её вера в  своё предназначение была столь велика, что ничто и никто не мог сбить молодого художника с избранного пути. Она –мастер спорта по парашютному спорту – небо и землю чувствовала в полёте и с высоты.

Напряжённая работа в мастерской привели к абсолютно неожиданному результату. Более сорока лет творческой работы пронизаны жаждой эксперимента. Она сама не может ответить на вопрос какое искусство ей ближе. Думаю - разное, свидетельством чему является творчество мастера. Вылепленные ею торсы можно экспонировать в отделе и античного искусства и  современного, а голову пловца рассматривать как уникальный образец концептуального искусства семидесятых годов. В её «репертуаре»  множество вырезанных из дерева или отлитых в бронзе крестов. Можно позавидовать её знанию ответа на вечный вопрос: «Что делать?» Скульптора мучает другое: «Как делать?» И потому каждая композиция лепится как в первый раз , границы чётко - не определяются. Властный и сильный человек, она любит работать в бронзе. «Дерево ведёт за собой»,- замечает она.

«Вечна мысль. Кручусь вокруг идеи…». Эти слова Галины – ключ к познанию творческого процесса скульптора. Своеобразие её личности безусловно, но проявляется всегда неожиданно. Поистине – от смешного до великого один шаг. Её влечёт философия, она постоянно изучает человеческую природу, вдумчиво объясняет взаимодействие знаков зодиака.

Для неё ,пожалуй, и в жизни и в творчестве важно достичь гармонии в понимании Гёте. Она работает медленно, испытывая художническое наслаждение от самого процесса. Обычно звучит классика – Шопен, Моцарт. Так ей легче думается … «Я не знаю кто я, куда меня отнести. Чего во мне больше?  Физика, чувства, эмоции, логика. По-разному можно сказать» (Из рассуждений вслух).   От мира чувственных восприятий к переживанию духовных основ мироздания – её тернистый путь в искусстве. Я люблю её ангелов, парящих над городом. Не раз Додонова обращалась к мифологическим сюжетам, и тогда композиции мастера поражали академической выверенностью и уникальным многообразием их воплощения. Сплав мягкой, лирической человечности, классической гармонии свойственен большинству её скульптурных  поэтов. Её станковая пластика достигает максимальной выраженности своих возможностей. Она представляет собой сложный синтез глубоко переработанных впечатлений, интеллектуальных, моральных принципов,

Ваятель отправился в поиск соотношения этического и эстетического. Она увлечена собственной игрой в пространстве смыслов. Цельность её сильной и властной натуры спасает от легковесных замыслов. Не раз обращалась она к образу Анны Ахматовой. И каждый раз, шаг за шагом открывала для себя новые грани этого непостижимого поэта и загадочной женщины. (Композиция сидящей Ахматовой для Шереметьевского парка»).

Преклонение перед полифоничностью ахматовских стихов выражено в  пластике лица, рук, в найденной камерной интонации портретного изображения. Это явная творческая удача. Её слагаемые - биография в скульптуре,  проникновение в образ, преклонение перед этим Божьим даром. В бессловесном языке пластики она нашла свою ноту, свою, пронизанную теплом руки, манеру прикосновения к глине. Так в портрете был создан образ     человеческой несравненности, признаний поэта  о «таинственных невстречах», «несказанных речах». 

Несколько лет назад Додонова выиграла конкурс на памятник Ахматовой, который собираются поставить напротив Крестов, ссылаясь на строчки поэта: 

«А здесь, где стояла я триста часов

  И где для меня не открылся засов».

                                       Реквием 1940.

Не думаю, что поэт хотела реализации этих строк и сегодня эта тюрьма заполонена не людьми подобными Гумилёву или Пунину, а обыкновенными преступниками…Но мы пишем о памятнике…

Для Додоновой  идея памятника  некая мистерия, возрождение города. Давно поглощённая ахматовской поэзией, Галина произносит: «Она во мне живёт нормально». В пластике спрессовать целое событие, биографию страны – задача непростая, особенно на фоне бездумного и беспомощного искусства, вечно играющего в самого себя.

Образ поэта вмещает в себя полярные состояния: надлом, роковая обречённость и возвышенная красота самопожертвования. Закованная в форму страсть. Скульптура - с крепким и чётким конструктивным остовом, но вылеплена крупными планами, обобщённо. Строгий мерный ритм наполняет статую удивительной жизненностью. В архитектурно-пластической конструкции есть отдельные переклички образных концепций. Но этой исповедальной композиции хочется сказать «верю».

В формальном строе произведения есть что-то библейски величавое, торжественное… Памятник Анне Ахматовой  - величественная реализация  в пластике ощущения истинной свободы. Так в бронзе заключено не только царственное благородство и  мужество  поэта, но и создана скульптурная форма, воплощающая жизнь, свободную от сюжета. Реквием и Гимн. Вот такая новая гармония. Редчайшее сочетание. Этому монументальному произведению предстоит счастливая жизнь, в отличие от запечатлённого героя. А Галине Додоновой я желаю ещё не раз обращаться к образам тех, кто прославляет любимый город или его охраняет.

Татьяна Юрьева.

доктор искусствоведения,

профессор Смольного института

свободных искусств и наук

СПб государственного университета ,

директор Центра искусств имени Дягилева,

член Международной Ассоциации

художественных критиков.

 

Сайт управляется системой uCoz