«Смена» 10 июля 1983 года
«Художника высокая судьба…»
Мастерская... Само это слово настраивает на встречу с
золотыми, трудолюбивыми руками, зорким глазом, незаурядным умением. Разные бывают
мастерские, но мне особенно близка атмосфера, в которой работают художники.
Здесь можно увидеть, как авторский замысел реализуется на листе бумаги, холсте,
в камне. Все мастерские чем-то похожи, и нет двух одинаковых - ведь их хозяева неповторимы в
своих пристрастиях, поисках, творческой манере.
Произведения ленинградского скульптора Галины Додоновой
чаще всего настраивают
на романтическую волну. Немного воображения, и в тишине ее мастерской услышишь
позывные космического корабля, свист ветра в снастях старого парусника, ощутишь
среднеазиатский зной и медовый аромат луговых разливов среднерусской полосы.
Такова сила творчества, решительно преодолевающая сопротивление времени и пространства.
Одна из последних работ ваятеля - аллегорическая композиция
«Слава», венчающая оформление станции метро «Приморская». Помните ее круглые
«иллюминаторы», в которых образно законспектирована история отечественного
флота: «Полтава» - первый линейный корабль петровской поры, парусники «Восток»
и «Мирный»,
на которых русские мореплаватели открыли Антарктиду, крупнейший корабль науки
«Космонавт Юрий Гагарин», атомный ледокол «Арктика», впервые в мире проложивший
путь на вершину планеты - к Северному полюсу?.. И вот теперь торцевую стену
подземного вокзала украсит большой рельеф, славящий упорством отвагу первопроходцев.
Тема подвига, большой личной и гражданской смелости
особенно близка скульптору. Родом Додонова из Ярославля, где она училась в
школе, приобщилась к рисованию, увлеклась лепкой. В пятидесятые годы она
занималась парашютным спортом в аэроклубе вместе с Валей Терешковой. Потом их
пути разошлись: одна уехала в отряд подготовки космонавтов, другая поступила
в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И.
Мухиной, но дружат они и поныне. Впечатления от встреч последних лет легли в
основу композиции «Здравствуй, Земля!». Есть у этой работы и второе название
- «Ярославна»,
в нем
заключено то лирическое начало, которое окрашивает образ прекрасной и мужественной
девушки, покорившей звездную высь.
А рядом в мастерской можно
видеть на стене снимки «огневых сороковых», запечатлевшие русоволосую девушку с
боевыми наградами на груди. Это участница Великой Отечественной войны летчица
О.М. Лисикова. Сейчас, как и Додонова, она активистка
Комитета советских женщин. Галина хочет создать портрет ветерана, сражавшегося
за наше мирное небо и ныне отдающего много сил укреплению дружбы народов.
Художнице было пять лет, когда отгремели победные салюты, войну
она не помнит. Но эхо той суровой поры коснулось и ее сердца. Рано ушел из
жизни отец, военное лихолетье укоротило его век. Ему посвящена, быть может, одна из
самых проникновенных работ, пока еще не покинувших мастерскую; распахнуто в мир
окно деревенской избы, и в нем — немолодой мужчина, в
рядом его братья, погибшие на фронтах Великой Отечественной
войны. Таким запомнился Галине ее отец, многие черты которого находит она
теперь в себе...
Уже много лет Додонова живет в Ленинграде, но по-прежнему
прочны ее связи с родной ярославской землей. Вот портрет девушки с Рыбинского водохранилища, ее открытое, приветливое лицо
овеяно ветрами рукотворного моря. Скульптор мечтает создать
для города своего детства памятник Ярославу Мудрому, основателю Ярославля,
которому без малого уже тысяча лет. В мастерской можно видеть первые
эскизы этой работы, которая, конечно, потребует многих сил, раздумий, впереди -трудное восхождение к историческому образу.
День вчерашний и сегодняшний тесно смыкаются в творчестве Галины
Додоновой. Заканчивая училище, она представила на
суд государственной экзаменационной комиссии работу «Пушкин-лицеист». Это была
настоящая творческая удача, словно все накопленное за шесть лет учебы под руководством
такого взыскательного мастера, как Р. К. Таурит,
выплеснулось, что называется, на одном дыхании. Арапчонок
смуглый и курчавый завороженно слушает рождающуюся в
нем музыку летучих пленительных строф. Еще по-юношески ломкая, угловатая
фигурка утопает в траве, опершись на локоть, поэт глядит на распахнувшийся
перед ним мир, который предстоит ему воспеть.
Эта скульптура побывала на многих выставках, объехала полмира, демонстрировалась в разных странах. А сейчас бронзовый Пушкин украшает заповедный сад в Михайловском. Наверное, вот таким же, беззаботным и счастливым, приехал он сюда впервые в 1817 году...
Около ста эскизов сделала дипломантка, приближаясь к
окончательному варианту. Это был подчас мучительный поиск. Отчаяние сменялось
порывом, неуверенность в своих силах— самозабвенной лепкой, а потом были дни азартной, упоительной работы. Упорный
труд принес вдохновение. Высший балл и звание художника стали наградой молодому
ваятелю, делавшему первый шаг в большое искусство.
Полтора десятилетия минуло с той волнующей весны, когда
известный ленинградский скульптор В. Л. Рыбалко посоветовала ей воплотить
образ Пушкина. За эти годы немало сделано.
Как огромный, раскрывшийся навстречу солнцу цветок, воспринимается
композиция «Трубачи», украшающая фонтан на центральной площади пионерского
лагеря «Прометей» Новолипецкого металлургического
завода. Семь мальчишек, вскинув горны, играют сбор. И столько в этом хороводе юного
задора, динамики, какой-то удивительной жизнерадостности! В такой
романтической интонации выполнена и «Нева». Многие, конечно, видели эту
композицию, гармонично дополнившую ансамбль гостиницы «Ленинград». Женский силуэт,
будто ларящий над волнами, подчеркнул современные
пропорции и громадность здания, вознесшего этажи над державным течением Невы.
Для Додоновой - это память о сотрудничестве с народным архитектором СССР С. Б.
Сперанским, оценившим пластический дар молодого ваятеля.
Мастерская - колыбель, где рождаются произведения искусства,
а потом у многих из них начинается «своя» жизнь, уже не зависимая от автора.
Додонова создала большой барельеф «Семья» для Дворца бракосочетания в
Калининграде. В далеком городе сибирских нефтяников ее композиции «Мир» и
«Труд» украшают местный Дворец культуры. Она автор бюста Навои в узбекском колхозе, носящем
имя великого поэта.
И, конечно, скульптор увлеченно работает над портретами
современников, раскрывая через внешние приметы внутренний мир таких разных
интересных людей, как астрофизик Н. А. Козырев и президент Международной
демократической федерации женщин, одна из организаторов движения сторонников
мира Эжени Коттон, писатель
Борис Сергуненков и чилийская антифашистка Нелли Салас.
В мастерской Галины Додоновой можно увидеть рядом с
монументальными произведениями миниатюрные фигурки из серии «Сестры земли».
Это люди и животные, запечатленные доброй и мудрой рукой мастера.
- Я дарю эти фигурки во время встреч в Комитете советских
женщин нашим гостям, неважно из какой они страны - говорит скульптор. - Мои
композиции символизируют извечную связь человека с природой, хранителем
которой он должен быть. Всему живому на земле нужен мир.
Ему и посвящает свое творчество Галина
Додонова, и часы, проведенные в ее мастерской, - это радостная
встреча с прекрасным, прикосновение к высокой судьбе
художника.
В. ГАНШИН, корреспондент ЛенТАСС