«Смена» 10 июля 1983 года

«Художника высокая судьба…»

Мастерская... Само это слово настраивает на встречу с золотыми, трудолюбивыми руками, зорким глазом, неза­урядным умением. Разные бывают мастерские, но мне особенно близка атмосфера, в которой работают художники. Здесь можно увидеть, как авторский замысел реализуется на листе бумаги, холсте, в кам­не. Все мастерские чем-то по­хожи, и нет двух одинаковых - ведь их хозяева неповторимы в своих пристрастиях, поисках, творческой манере.

Произведения ленинградского скульптора Галины До­доновой чаще всего настраи­вают на романтическую вол­ну. Немного воображения, и в тишине ее мастерской услышишь позывные космического корабля, свист ветра в сна­стях старого парусника, ощу­тишь среднеазиатский зной и медовый аромат луговых раз­ливов среднерусской полосы. Такова сила творчества, реши­тельно преодолевающая со­противление времени и про­странства.

Одна из последних работ ваятеля - аллегорическая ком­позиция «Слава», венчающая оформление станции метро «Приморская». Помните ее круглые «иллюминаторы», в которых образно законспектирована история отечественного флота: «Полтава» - первый ли­нейный корабль петровской поры, парусники «Восток» и «Мирный», на которых русские мореплаватели открыли Ан­тарктиду, крупнейший корабль науки «Космонавт Юрий Гагарин», атомный ледокол «Аркти­ка», впервые в мире проло­живший путь на вершину пла­неты - к Северному полюсу?.. И вот теперь торцевую стену подземного вокзала украсит большой рельеф, славящий упорством отвагу первопро­ходцев.

Тема подвига, большой лич­ной и гражданской смелости особенно близка скульптору. Родом Додонова из Ярослав­ля, где она училась в школе, приобщилась к рисованию, ув­леклась лепкой. В пятидесятые годы она занималась пара­шютным спортом в аэроклубе вместе с Валей Терешковой. Потом их пути разошлись: одна уехала в отряд подготов­ки космонавтов, другая посту­пила в Ленинградское выс­шее художественно-промыш­ленное училище имени В. И. Мухиной, но дружат они и по­ныне. Впечатления от встреч последних лет легли в основу композиции «Здравствуй, Зем­ля!». Есть у этой работы и вто­рое название - «Ярославна», в нем заключено то лириче­ское начало, которое окраши­вает образ прекрасной и му­жественной девушки, покорив­шей звездную высь.

А рядом в мастерской мож­но видеть на стене снимки «огневых сороковых», запечатлевшие русоволосую девушку с боевыми наградами на гру­ди. Это участница Великой Отечественной войны летчица О.М. Лисикова. Сейчас, как и Додонова, она активистка Ко­митета советских женщин. Галина хочет создать портрет ветерана, сражавшегося за на­ше мирное небо и ныне от­дающего много сил укрепле­нию дружбы народов.

Художнице было пять лет, когда отгремели победные са­люты, войну она не помнит. Но эхо той суровой поры коснулось и ее сердца. Рано ушел из жизни отец, военное лихолетье укоротило его век. Ему посвящена, быть может, одна из самых проникновенных работ, пока еще не покинувших мастерскую; распахнуто в мир окно деревенской избы, и в нем — немолодой мужчина, в рядом его братья, погиб­шие на фронтах Великой Оте­чественной войны. Таким за­помнился Галине ее отец, мно­гие черты которого находит она теперь в себе...

Уже много лет Додонова живет в Ленинграде, но по-прежнему прочны ее связи с родной ярославской землей. Вот портрет девушки с Рыбинского водохранилища, ее открытое, приветливое ли­цо овеяно ветрами рукотвор­ного моря. Скульптор мечтает создать для города своего дет­ства памятник Ярославу Муд­рому, основателю Ярославля, которому без малого уже ты­сяча лет. В мастерской можно видеть первые эскизы этой работы, которая, конечно, по­требует многих сил, раздумий, впереди рудное восхожде­ние к историческому образу.

День вчерашний и сегодняш­ний тесно смыкаются в твор­честве Галины Додоновой. За­канчивая училище, она пред­ставила на суд государствен­ной экзаменационной комиссии работу «Пушкин-лицеист». Это была настоящая творческая удача, словно все накопленное за шесть лет учебы под руко­водством такого взыскательно­го мастера, как Р. К. Таурит, выплеснулось, что называется, на одном дыхании. Арапчонок смуглый и курчавый заворо­женно слушает рождающуюся в нем музыку летучих плени­тельных строф. Еще по-юноше­ски ломкая, угловатая фигурка утопает в траве, опершись на локоть, поэт глядит на рас­пахнувшийся перед ним мир, который предстоит ему вос­петь.

Эта скульптура побывала на многих выставках, объехала полмира, демонстрировалась в разных странах. А сейчас бронзовый Пушкин украшает заповедный сад в Михайлов­ском. Наверное, вот таким же, беззаботным и счастливым, приехал он сюда впервые в 1817 году...

Около ста эскизов сделала дипломантка, приближаясь к окончательному варианту. Это был подчас мучительный поиск. Отчаяние сменялось порывом, неуверенность в своих силах— самозабвенной лепкой, а потом были дни азартной, упои­тельной работы. Упорный труд принес вдохновение. Высший балл и звание художника стали наградой молодому ваятелю, делавшему первый шаг в боль­шое искусство.

Полтора десятилетия минуло с той волнующей весны, когда известный ленинградский скульптор В. Л. Рыбалко посо­ветовала ей воплотить образ Пушкина. За эти годы немало сделано.

Как огромный, раскрывшийся навстречу солнцу цветок, вос­принимается композиция «Тру­бачи», украшающая фонтан на центральной площади пионер­ского лагеря «Прометей» Новолипецкого металлургического завода. Семь мальчишек, вски­нув горны, играют сбор. И столько в этом хороводе юно­го задора, динамики, какой-то удивительной жизнерадостно­сти! В такой романтической ин­тонации выполнена и «Нева». Многие, конечно, видели эту композицию, гармонично до­полнившую ансамбль гостини­цы «Ленинград». Женский си­луэт, будто ларящий над вол­нами, подчеркнул современ­ные пропорции и громадность здания, вознесшего этажи над державным течением Невы. Для Додоновой - это память о сотрудничестве с народным архитектором СССР С. Б. Спе­ранским, оценившим пластиче­ский дар молодого ваятеля.

Мастерская - колыбель, где рождаются произведения ис­кусства, а потом у многих из них начинается «своя» жизнь, уже не зависимая от автора. Додонова создала большой барельеф «Семья» для Дворца бракосочетания в Калинингра­де. В далеком городе сибир­ских нефтяников ее компо­зиции «Мир» и «Труд» укра­шают местный Дворец культу­ры. Она автор бюста На­вои в узбекском колхозе, но­сящем имя великого поэта.

И, конечно, скульптор увле­ченно работает над портретами современников, раскрывая через внешние приметы внут­ренний мир таких разных интересных людей, как астро­физик Н. А. Козырев и прези­дент Международной демокра­тической федерации женщин, одна из организаторов движе­ния сторонников мира Эжени Коттон, писатель Борис Сергуненков и чилийская антифаши­стка Нелли Салас.

В мастерской Галины Додо­новой можно увидеть рядом с монументальными произве­дениями миниатюрные фигур­ки из серии «Сестры земли». Это люди и животные, запе­чатленные доброй и мудрой рукой мастера.

- Я дарю эти фигурки во время встреч в Комитете со­ветских женщин нашим гостям, неважно из какой они страны - говорит скульптор. - Мои композиции символизируют извечную связь человека с при­родой, хранителем которой он должен быть. Всему живому на земле нужен мир.

Ему и посвящает свое твор­чество  Галина  Додонова, и ча­сы, проведенные в ее мастер­ской, - это радостная встреча с прекрасным, прикосновение к высокой судьбе художника.

В. ГАНШИН, корреспондент  ЛенТАСС

Сайт управляется системой uCoz