ПОЭЗИЯ СИМВОЛА
Задумчиво,
плавно, легко течет Нева, в ее течении ощущаются грусть, покой, хрупкая тишина.
Тишина мечтательна и прозрачна, а плавность ритма придает юной девушки —
аллегории реки Невы — удивительную музыкальность...
Речь
идет о фонтане «Нева» работы талантливого молодого скульптора Галины
Додоновой, что в 1977 году украсил Пироговскую
набережную напротив монументального здания гостиницы «Ленинград».
...Мгновение
— и солнечный свет оживет в ладонях худенькой и стройной девушки с петухом на
голове. Мгновение — и вся ее фигура преодолеет нерешительность, и первые лучи
утреннего солнца принесут радость открытия. «Утро» — так называется скульптура,
полная поэтической загадочности, прозрачной нежности, наивного осмысления
мира. Девушка еще находится «в некоем промежуточном состоянии между явью и
сном»,— так точно подметил характер образа искусствовед П. Ефимов. Скульптор в
своих работах стремится к сложной поэтической метафоре, пытается понять и воплотить
глубинные процессы, происходящие в природе, в человеческой душе.
Неожиданность Образа, музыкальная изменчивость формы позволяют Г. Додоновой -
проникнуть в сущность многих явлений.
Скульптор
только выходит на широкую дорогу исканий, но это не означает, что ранние ее
работы, не окрашены своеобразием индивидуальности художника.
Ленинградский
скульптор Галина Додонова родилась в старинном русском городе Ярославле; в
возрасте двадцати лет приехала в Ленинград, где и окончила Высшее
художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной в 1967 году. Дипломную
работу «Пушкин-лицеист» отличают трепетное чувство сопричастности судьбе
великого поэта и большая внутренняя свобода. Образ юного Пушкина, его
наивность и одухотворенность, его доброта и незащищенность привлекают зрителей.
Хрупкий и любознательный мальчик как будто прилег на лужайке у Царскосельского
пруда. Скульптор показывает юношу в момент поэтического вдохновения. Он
углублен в свои раздумья,— может, в такие тишайшие мгновения родилась эта светлая
и дерзкая строка:
И
знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Хочется
надеяться, что «Пушкин-лицеист» украсит один из живописных уголков Пушкинских
Гор, потому что в окружении естественной среды, в атмосфере, исполненной любви
к поэту, скульптура оживет иными гранями, станет одной из ярких примет
заповедника.
А
вот образ другого поэта, полный внутренней сдержанности. Скульптурный портрет Алишера Навои... Г.Додонова сумела найти верное решение
облика великого узбекского поэта. Навои, отрешенный от суеты, пристально
изучает мир. Портрет предельно обобщен, его композиция естественна и проста.
Поэт как бы приглашает зрителя на доверительный разговор. «Алишер Навои» установлен в 1970 году в одном из городов
Узбекистана. Молодой скульптор плодотворно работает в жанре портрета; Среди
интересных работ этого жанра хочется отметить мужественный, но окрашенный каким-то
внутренним теплом портрет писателя Б. Сергуненкова,
смелый и открытый образ «Альпинистки», динамичный, очень поэтичный портрет
девушки с Рыбинского моря.
Г.
Додонову характеризует естественность поэтической интонации. Об этом
свидетельствует своеобразная декоративная композиция «Ночь» (1975). На спине коровы
безмятежно спит, словно на ладони самой природы, обнаженная девушка. Метафора
неожиданна, она полна тайной прелести и музыкальной наполненности.
Художник
тяготеет к монументально-декоративной пластике, к обобщенным скульптурным
композициям символам. В них талант Г. Додоновой проявляется с особой яркостью.
Каждая новая встреча с работами талантливого ленинградского скульптора будет
приносить истинную радость всем любителям искусства.
Рубен АНГАЛАДЯН.