ПОЭЗИЯ СИМВОЛА

 

Задумчиво, плавно, легко течет Нева, в ее течении ощущаются грусть, покой, хрупкая тишина. Тишина мечтательна и прозрачна, а плавность ритма придает юной девушки — аллегории реки Невы — удивительную     музыкаль­ность...

Речь идет о фонтане «Нева» работы талантливого молодого скульптора Гали­ны Додоновой, что в 1977 году украсил Пироговскую набережную напротив монументального здания гостиницы «Ленин­град».

...Мгновение — и солнечный свет ожи­вет в ладонях худенькой и стройной де­вушки с петухом на голове. Мгновение — и вся ее фигура преодолеет нерешитель­ность, и первые лучи утреннего солнца принесут радость открытия. «Утро» — так называется скульптура, полная поэтиче­ской загадочности, прозрачной нежности, наивного осмысления мира. Девушка еще находится «в некоем промежуточном со­стоянии между явью и сном»,— так точно подметил характер образа искусствовед П. Ефимов. Скульптор в своих работах стремится к сложной поэтической метафоре, пытается понять и воплотить глу­бинные процессы, происходящие в приро­де, в человеческой душе. Неожиданность Образа, музыкальная изменчивость фор­мы позволяют Г. Додоновой - проникнуть в сущность многих явлений.

Скульптор только выходит на широкую дорогу исканий, но это не означает, что ранние ее работы, не окрашены своеобра­зием индивидуальности художника.

Ленинградский скульптор Галина Додонова родилась в старинном русском го­роде Ярославле; в возрасте двадцати лет приехала в Ленинград, где и окончила Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной в 1967 го­ду. Дипломную работу «Пушкин-лицеист» отличают трепетное чувство сопричастно­сти судьбе великого поэта и большая внутренняя свобода. Образ юного Пушки­на, его наивность и одухотворенность, его доброта и незащищенность привлекают зрителей. Хрупкий и любознательный мальчик как будто прилег на лужайке у Царскосельского пруда. Скульптор пока­зывает юношу в момент поэтического вдохновения. Он углублен в свои раздумья,— может, в такие тишайшие мгно­вения родилась эта светлая и дерзкая строка:

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

Хочется надеяться, что «Пушкин-ли­цеист» украсит один из живописных угол­ков Пушкинских Гор, потому что в окру­жении естественной среды, в атмосфере, исполненной любви к поэту, скульптура оживет иными гранями, станет одной из ярких примет заповедника.

А вот образ другого поэта, полный внут­ренней сдержанности. Скульптурный портрет Алишера Навои... Г.Додонова сумела найти верное решение облика великого узбекского поэта. Навои, отрешенный от суеты, пристально изучает мир. Портрет предельно обобщен, его композиция есте­ственна и проста. Поэт как бы пригла­шает зрителя на доверительный раз­говор. «Алишер Навои» установлен в 1970 году в одном из городов Узбекистана. Молодой скульптор плодотворно рабо­тает в жанре портрета; Среди интересных работ этого жанра хочется отметить мужественный, но окрашенный ка­ким-то внутренним теплом портрет пи­сателя Б. Сергуненкова, смелый и откры­тый образ «Альпинистки», динамичный, очень поэтичный портрет девушки с Ры­бинского моря.

Г. Додонову характеризует естественность поэтической интонации. Об этом свидетельствует своеобразная декоративная композиция «Ночь» (1975). На спине ко­ровы безмятежно спит, словно на ладони самой природы, обнаженная девушка. Ме­тафора неожиданна, она полна тайной прелести и музыкальной наполненности.

Художник тяготеет к монументально-де­коративной пластике, к обобщенным скульптурным композициям символам. В них талант Г. Додоновой проявляется с особой яркостью. Каждая новая встреча с работами талантливого ленинградского скульптора будет приносить истинную радость всем любителям искусства.

Рубен АНГАЛАДЯН.

Сайт управляется системой uCoz