Философская пластика.


   Более 30 лет я знаком с творчеством Галины. С первым соприкосновением с ее творчеством меня околдовала некая тайна, свойственная пластике ее работ. Каждое ее произведение пронизано духовностью, в них нет бездушных мазков, окоченелой формы. Все наполнено неким движением, порой скрытым, но ощущаемым все более и более, когда всматриваешься в ее работы. Все они, безусловно, оригинальны. Она не повторяет и не повторяется, трудясь над одной и той же темой, она постоянно ищет все новые и новые композиционные и пластические нюансы.
   
К ее ранним работам относится удивительное, на мой взгляд, пластическое изображение юного Пушкина. Он создан таким, каким возникает его образ при чтении ранних стихов гения и воспоминаний его лицейских товарищей. Александр Пушкин словно прилег на берегу большого пруда Царскосельского парка и вслушивается в трепет волн и древесной листвы. Губы поэта, кажется, шепчут рифмы, отвечающие ритмам и голосам природы. Остро выразителен жест руки поэта движением пальцев левой руки будто отсчитывающих ритмику подступающих к сердцу строк. Эта скульптура прекрасно вписывается в любой парковый пейзаж. Она кажется частью самой природы, оставаясь одновременно произведением скульптуры.

   
Другой Пушкинский образ. Молодой поэт, несущийся на лошади. Подобная тема затрагивалась в живописи, но у Галины Додоновой с особой силой выявлено проявление бурного темперамента поэта, который в бешеной скачке несущегося коня усмиряет тягость одиночества ссылки. Это очень сложная по пластике работа, в которой проявлено безупречное владение формой, наполненной внутренней динамикой.

   
Среди произведений Додоновой есть целая сюита скульптур, в которой зашифровано ее видение языческих проявлений, живущих в нашем современном электронном мире. Это обнаженные фигуры стоящих и сидящих девушек, прически которых дополняют изображения петуха, курицы, рыбы, черепахи – символов ушедших верований во всемогущество птиц и животных, прирученных человеком, приносящих ему пропитание, одежду и все, что помогает существовать в реальном суровом мире.

   
За внешней сдержанностью скульптуры, созданной Додоновой, взрывная сила, которая с необычайной вулканической яростью раскрывается в вариантах скульптурной группы «Трубачи». Смысловое значение «Трубачей» гораздо шире самого изобразительного момента. В них присутствует радость и тревога, предчувствие космических катастроф и торжественно неудержимого взлета. Эта композиция будоражит мысль и фантазию, заставляет задуматься над весельем и печалью человеческого бытия.

   
Многозначна скульптурная группа «Девушка и лев». В ней Галина Додонова поднимает глубочайшую проблему соотношения человека и неукротимого мира хищников. Обнаженная девушка легким прикосновением руки, доверчиво вложенной в пасть рычащего льва, своей искренностью и доверчивостью усмиряет царя зверей, перед которым трепещет всякая земная тварь. Здесь воплощено таинство равновесия между открытостью и возможным трагическим исходом. Невольно замираешь перед этой композицией, ожидая исхода этого мгновения. Хочется отметить виртуозное мастерство исполнения этой сложной композиции в трактовке фигур девушки и льва.

   
О присущем Додоновой чувстве пластического, словно исходящего из античного, свидетельствует мраморный торс, в котором слито ощущение современного и древнего понимания красоты тела. Эта скульптура – напоминание о том, что несмотря ни на какие перемены, сохраняется первозданное ощущение созданного Всевышним божественного подобия. Оно передано в великолепном произведении, словно вынырнувшего из глубины моря вечности.

   
Интересен замысел, посвященный передаче знаний – это тема связи учеников и учителей. В этой абсолютно современной конструктивистской композиции сочетается символизм, реальность фигур и изображение ангела, несущего высшее духовное знание и возносящего его через учителя и детей к Богу. Как и в других композициях скульптора Додоновой, здесь есть некий философский подтекст, который позволяет раскрыть широкое поле размышлений высокого порядка, поднимающихся над обыденностью.

   
Додонова – безусловный мастер портрета. Об этот свидетельствуют исполненные ею бюсты, а также другие портреты, включенные в мемориальные композиции.

   
Доминирующая тема творчества Додоновой в последние годы – скульптура Анны Ахматовой. Галина исполнила множество различных вариантов, представляя Ахматову то возлежащей, близко по композиции к известному рисунку Модильяни, то стоящей в характерной для нее позе, с прижатой к груди правой рукой. Этот жест передает интимность ее стихотворений, их искренность и исповедальность. Галина Додонова с исключительной четкостью соединила в своих исканиях образа великого поэта пластическую мелодику модерна и остроту восприятия, свойственную нашему тревожному времени. Скульптурный портрет Анны Ахматовой отмечен глубоким психологизмом и, может неожиданным в ряду многих изображений поэта, легким налетом ироничности и открытого проницательного взгляда, словно устремленного из вечности в современность. Представляется, что основные поисковые варианты образа Ахматовой должны быть как некая целостная сюита включены в музейную экспозицию.

   Я убежден, что Галина Додонова относится к числу немногих скульпторов нашего времени, которые, чураясь шумихи и рекламы, творят произведения, которые в грядущем подтвердят высокий дух, который сохраняет Россия в годы катастроф, разрушительных космических сил. При этом все созданное исполнено с истинным достоинством мастера.

      Искусствовед, член Союза Художников России
      А.Г. Раскин.
Сайт управляется системой uCoz