Олег Яковлев.

ОСТАНОВИВ МГНОВЕНИЕ (К 175-летию со дня рождения А.М.Ушакова)

 

А.М.Ушаков (1825-1917) - ку­пец первой гильдии, прожив­ший долгую, интересную жизнь, много сделавший для России, создавший крепкую се­мью, имевший внуков, правну­ков. Из них четверо дожили до наших дней.

Его генеалогические корни отыскиваются среди крестьян Ярославской губернии (с. Гусарниково). Переехал в Петер­бург после реформы Александ­ра II, занимался промышлен­ным огородничеством, садовод­ством, цветоводством, торговлей. Был одним из богатейших людей Петербурга. Долгое время, 50 лет, возглавлял Общество садоводов и огородников. Свои знания в области огородниче­ства обобщил в любовно написанной брошюре. Главный постав­щик зеленой продукции для двора Его Императорского Величе­ства. Гласный Государственной Думы. В конце жизни действи­тельный статский советник.

Миллионными суммами измеряются его вклады в органи­зацию школ, больниц, народных училищ, строительство церк­вей; на его деньги организована экспедиция Потанина.

Родился будущий земледелец и благотворитель 11 октября 1825 г. и свое имя получил по имени святого Авраамия.

Его сын - основатель одной из первых в России опытных сельскохозяйственных станций.

Среди потомков А.М.Ушакова - внучка, художник-график, иллюстратор детской литературы; военные, ученые и другие люди, послужившие во славу России.

Уместно сказать, что скульптор Г.В.Додонова роди­лась на Волге, в Ярославле, а корни генеалогического древа Ушакова пересекаются с корня­ми рода ее мужа, хормейстера-педагога А. А.Мурина.

Из всего сказанного поня­тен ее интерес к скульптурному портрету этого человека.

«Классика» многократно писала о творчестве Галины Ва­сильевны. Тем не менее инте­ресно побывать в мастерской скульптора, своими глазами увидеть ее работы и составить собственное представление о труде скульптора. Что же касается творчества, оно всегда ново, неожиданно, всегда из области до­гадок.

Обмениваясь впечатлениями с Галиной Васильевной, я вглядываюсь в ее последние работы. Помните в «Классике» об Ахматовой: вертикаль, библейская притча о «соляном столбе», о повороте головы в сторону Шпалерной. И вот в мастерской дру­гая Ахматова, полулежащая, т.е. горизонталь, расслабленность и лирика.

Сдвиг в работе, укрупнение формы, усиление динамики происходит в работе над образом Ушакова. А здесь обратное движение: от состояния покоя и умиротворенности к мощи, энер­гии и динамичности. Рельеф Ушакова больше соответствует пред­ставлению о нем как благотворителе, как хранителе духовных устоев семьи и общества. Объемный портрет - это биография человека, его плюсы и минусы, его жизнь.

Вот какие мысли возникают при посещении мастерской скульптора. Два примера творческой работы - это всего лишь слабый намек на то, что происходит в голове мастера.

Сайт управляется системой uCoz