Олег Яковлев.
ОСТАНОВИВ МГНОВЕНИЕ (К 175-летию со дня рождения
А.М.Ушакова)
А.М.Ушаков (1825-1917) - купец первой гильдии, проживший долгую, интересную жизнь, много сделавший для России, создавший крепкую семью, имевший внуков, правнуков. Из них четверо дожили до наших дней.
Его генеалогические корни отыскиваются среди крестьян Ярославской губернии (с. Гусарниково). Переехал в Петербург после реформы Александра II, занимался промышленным огородничеством, садоводством, цветоводством, торговлей. Был одним из богатейших людей Петербурга. Долгое время, 50 лет, возглавлял Общество садоводов и огородников. Свои знания в области огородничества обобщил в любовно написанной брошюре. Главный поставщик зеленой продукции для двора Его Императорского Величества. Гласный Государственной Думы. В конце жизни действительный статский советник.
Миллионными суммами измеряются его вклады в организацию школ, больниц, народных училищ, строительство церквей; на его деньги организована экспедиция Потанина.
Родился будущий земледелец и благотворитель 11 октября 1825 г. и свое имя получил по имени святого Авраамия.
Его сын - основатель одной из первых в России опытных сельскохозяйственных станций.
Среди потомков А.М.Ушакова - внучка, художник-график, иллюстратор детской литературы; военные, ученые и другие люди, послужившие во славу России.
Уместно сказать, что скульптор Г.В.Додонова родилась на Волге, в Ярославле, а корни генеалогического древа Ушакова пересекаются с корнями рода ее мужа, хормейстера-педагога А. А.Мурина.
Из всего сказанного понятен ее интерес к скульптурному портрету этого человека.
«Классика» многократно писала о творчестве Галины Васильевны. Тем не менее интересно побывать в мастерской скульптора, своими глазами увидеть ее работы и составить собственное представление о труде скульптора. Что же касается творчества, оно всегда ново, неожиданно, всегда из области догадок.
Обмениваясь впечатлениями с Галиной Васильевной, я вглядываюсь в ее последние работы. Помните в «Классике» об Ахматовой: вертикаль, библейская притча о «соляном столбе», о повороте головы в сторону Шпалерной. И вот в мастерской другая Ахматова, полулежащая, т.е. горизонталь, расслабленность и лирика.
Сдвиг в работе, укрупнение формы, усиление динамики происходит в работе над образом Ушакова. А здесь обратное движение: от состояния покоя и умиротворенности к мощи, энергии и динамичности. Рельеф Ушакова больше соответствует представлению о нем как благотворителе, как хранителе духовных устоев семьи и общества. Объемный портрет - это биография человека, его плюсы и минусы, его жизнь.
Вот какие мысли возникают при посещении мастерской
скульптора. Два примера творческой работы - это всего лишь слабый намек на то,
что происходит в голове мастера.