Невское время No 205(1845) 11 ноября 1998 г.


"Вполоборота, о печаль..."
Завершился второй тур конкурса на лучший памятник Ахматовой в нашем городе На равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела Ложноклассическая шаль". Этим знаменитым строкам Мандельштама, посвященном Анне Ахматовой, предстоит, вероятно, в скором времени исполниться еще одним - буквальным смыслом. Потому что 28 октября завершился второй тур конкурса на лучший памятник поэту (хотя, к сожалению, не завершились дебаты по поводу того, где он должен стоять: вопреки воле самой Ахматовой, ясно выраженной в ее "Реквиеме", памятник могут установить не напротив тюрьмы "Кресты", а на набережной Робеспьера).

Помню, работы первого тура, выставленные зимою в Пушкинском доме, поразили меня своей бедностью и невыразительностью. Второй тур, по сравнению с первым, безусловно, являет собой некий блеск, изобретательность и мастерство, - порою, правда, переходящие в курьез. Вот она стоит, наша Ахматова, и только что не бьет настоящими крылами, простирающимися за ее спиной, как два огромных подъемных моста. Посредине груди - большая дыра в виде сердца, как его рисуют дети или как оно красуется на тузе червей. Рядом другая крылатая дама, только крылья уже попроще и попушистее, как у обыкновенного ангела, но в груди все равно дыра, разве что прямоугольная, а в ней, кажется, свечка стоит, блокнотик виднеется, - в общем, целый натюрморт.

А вот совсем другая Ахматова - эдакая стрекоза на скамеечке, вся в порыве, в движении, и прозрачную сетчатую шаль ветерок колышет. (Далась им эта шаль!) Думаю, Анна Андреевна, обладавшая чувством юмора, не менее знаменитым, чем ее шаль, отпустила бы, увидев себя в столь импозантном виде, какую-нибудь бессмертную шутку.

Но курьезы курьезами (среди них невозможно не отметить те, где в основу образа положена "царственность" поэта, - сделавшая ее разительно похожей на матушку Екатерину, особенно на ту, что в "Катькином" садике стоит), а посмотреть есть на что. Я даже записала для себя номера понравившихся работ - вдруг мое непросвещенное мнение совпадет с мнением жюри? Вот, скажем, две стоящие фигуры, приковывающие внимание плавным движением срытым внутри окультур, каким-то тихим неброским обаянием. Или другая - предназначенная для сада рядом с Фонтанным домом: выполненная нарочито смелым современным языком фигура, сидящая на садовой скамье, полная силы и экспрессии.

Короче говоря, как сказала мне Нина Ивановна Попова, директор Музея А. Ахматовой в Фонтанном доме, есть из чего выбрать. Жаль только, что ее - одно из самых заинтересованных в результатах голосования лиц - не включили в жюри конкурса; как такое могло произойти, я, признаться, не понимаю...

Однако пора уже рассказать, к каким выводам пришло жюри, то есть, попросту говоря, кто победил во втором туре конкурса. Что касается проектов паркового памятника, то первое место занял проект Галины Додоновой (архитекторы В. Ренно и И. Котомина), второе - Александра Игнатьева и Павла Игнатьева (архитектор В. Горюнов), третье - Евгения Ротанова (архитектор С. Одновалов).

Среди памятников, которые планируется поставить на набережной, победил опять же проект Галины Додоновой (архитекторы те же), на втором месте - проект Вадима Трояновского (архитекторы В. Шепета и П. Шепета), на третьем - Евгения Ротанова (архитектор С. Одновалов).

В дальнейшем (сроки пока не установлены) проекты-победители будут выставлены на обозрение публики в комитете по градостроительству на улице Зодчего Росси.

С Галиной Додоновой я встретилась не потому, что проекты ее мне понравились безоговорочно (к тому же, чтобы понять, как будет выглядеть большая скульптура, исходя из маленькой модели, надо все-таки быть профессионалом), но они как-то тронули. Взгляд, устало скользивший по крылатым и царственным особам, утерял насмешливый холод - и остановился. Ибо встретился с Ахматовой вечно юной, с Ахматовой испуганной, но не подавленной - так пламя свечи колеблется ветром, но не гаснет. Вот-вот, именно свеча, легкая фигурка из царства теней, в трепете обернувшаяся к видению, которое ей открылось.

Не могу похвастаться зрением, столь же острым, как у жюри, но вот скульптурный потрет, увеличенный, выполненный отдельно крупным планом, и я отметила в своем блокноте. А лежащую фигуру - нет, и напрасно. Зато присмотрелась внимательнее: да это же сделано по рисунку Модильяни - точно, не отступая ни на шаг. И плавность, и магия, и жизнь, странная жизнь во сне, - все сохранилось. Мне сразу ужасно захотелось увидеть эту фигуру в саду Шереметевского дворца - она как будто правда создана для него.

Теперь предстоит "третий тур", самый главный, под названием: "Где взять денег?" Я поздравила Галину Васильевну с победой, спросила ее, рада ли она. В ответ она пожала плечами: "Не знаю, какая тут радость - тут ответственность. И потом, неизвестно еще, установят ли эти памятники, найдет ли город деньги. Я думаю, все это решается как-то свыше, это - судьба".

Конечно, судьба, конечно, фортуна. Дай Бог, чтобы ее колесо на сей раз вознесло вверх достойные вещи. Мы все расстраиваемся, что мы не столица, однако и у провинции есть свои выгоды - есть, например, шанс, что не появятся на ее стогнах золотые рыбки и петро-колумбы Церетели, как в Москве. Тише едешь...

И все же хочется когда-нибудь добраться до пункта назначения.

Татьяна ВОЛЬТСКАЯ

Сайт управляется системой uCoz