Невское время No 236(1639) 26 декабря 1997 г.


...Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье И безразличие толпы.

А. Ахматова Анна на гараже Этот год выдался урожайным на памятники. После десятилетия относительного затишья, когда памятники вождю кое-где поснимали, а список новых героев еще не составили, идеи увековечивания в бронзе и граните разных заслуженных персон посыпались как из рога изобилия. И это хорошо - история Петербурга знает сотни имен, достойных поклонения и памяти потомков. Плохо, что прежде чем стать святынями, памятники пребывают в роли объектов для кулуарных игр. Помните, сколько шуму было вокруг установки памятника 300-летию флота?

Газеты, радио, телевидение и общественность поднялись тогда единым фронтом, отстаивая неприкосновенность Александровского сада, в котором художественный гений намеревался устроить "адмиральское кладбище у фонтана". Тогда смогли, отстояли, поверили в свои силы и успокоились настолько, что в этом году молчаливо прошляпили установку памятника Достоевскому и премьеру памятника Гоголю.

Отдали решение об установке монументов на волю властей и меценатов - получили Достоевского, на "поклон" к которому ежевечерне стекаются окрестные бомжи, и Гоголя, чья голова вечерами стыдливо прячется во тьме, поскольку низенькие фонари освещают лишь выбитые золотом имена спонсоров. Впрочем, любой памятник прежде всего памятник эпохи, и, значит, ничего лучшего мы не заслужили.

После драки кулаками не машут, хотя как раз именно драк петербургской общественности предстоит еще немало. Если только мы не хотим с московской покорностью принимать любое монументальное творение, спущенное сверху. А творения будут.

Позавчера были подведены итоги сразу трех блиц-конкурсов на установку памятников Ахматовой, Ушакову и бюста Тургенева. Надо сказать, что конкурс завершился, почти не успев начаться, поскольку сроки его проведения были столь молниеносны, что в лучшем случае можно было успеть о них узнать, но не принять участие. А ведь желание изготовить памятник Ахматовой изъявляли в свое время и Неизвестный, и Симун, до которых весть о скоропостижно закончившемся конкурсе дойдет, надо полагать, нескоро.

Возмущенная общественность в лице работников музея Ахматовой, писателей, журналистов, членов общества "Мемориал", комиссии ЗС по образованию и культуре и прочих неравнодушных горожан забила в набат. В результате чего публично подводя итоги конкурса, главный художник города Иван Уралов расшаркался перед значимостью общественного мнения и заявил, что экстренность проведения конкурсов определялась одним единственным желанием - сдвинуть дело с мертвой точки. По словам Ивана Григорьевича, творческие силы города изнывают от невостребованности и невозможности творить во славу Петербурга. Проведение различных конкурсов даст возможность скульпторам и архитекторам показать, на что они способны, а лучшим из них - реализовать свои проекты. Но прежде, чем очередная глыба вознесется над берегами Невы, все проекты будут подвергаться общественному обсуждению, с учетом которого и станет выноситься окончательный вердикт.

И первое доказательство тому, якобы, - нынешний конкурс. Девятнадцать "Анн Андреевн", и по восемь Тургеневых с Ушаковым - чем не массовое участие? Сейчас все проекты выставлены в залах Союза художников, а с января проекты-победители переедут в холл комитета по градостроительству и архитектуре, где всякий желающий сможет ознакомиться с ними и оставить в книге отзывов соответствующую запись. Немалая лояльность была проявлена и при определении победителей: в начале отбирали работы, набравшие более 50 процентов голосов жюри, затем среди них распределялись призовые места, а вот общественному обсуждению будут подвергнуты все преодолевшие 50-процентный барьер работы. А обсуждать есть что.

Из 19 проектов памятника Анне Ахматовой на суд горожан предстанут семь. Премии распределились следующим образом: первая премия - скульптор Галина Додонова, архитекторы Катомина и Реппо, вторая премия - Вадим Трояновский, третья премия - Евгений Ратанов.

Можно сказать, что трудность воплощения образа Анны Ахматовой, такого многопланового и яркого, усложняется расположением предполагаемого места установки памятника. Для него выбрана образующаяся после строительства элитного дома площадь на стыке Шпалерной улицы и набережной Робеспьера. С одной стороны, здесь хранят память о жертвах политических репрессий шемякинские сфинксы, а через Неву видны белые платочки на окнах "Крестов" - это место накрепко связано с именем Анны Андреевны ее судьбой и строками "Реквиема". Рождается удивительный ассоциативный ряд, способный при грамотном решении создать уникальную композицию. С другой стороны, такая трактовка исключает образ Ахматовой как поэтессы Серебряного века, оставляет в стороне ее волшебную лирическую поэзию. Кроме того, место для памятника отводится не где-нибудь, а над подземным гаражом, строящимся для фешенебельного жилого дома. Получается - частный дом, частная площадь, и учитывая, что 50 процентов стоимости памятника готовы оплатить строители - частный памятник. Так и слышишь аукционные призывы: "А кому квартиру с видом на Ахматову?".

Много споров вокруг самой скульптуры. Решений на конкурс предоставлено более, чем достаточно: от эдакой Родины-матери до девушки с бусами и странных шумерских изваяний. Описывать их трудно, поскольку вопреки восторгам жюри ни один из проектов, и проекты-победители в том числе, не производит особого впечатления. Каждый желающий может прийти в КГА и убедиться в этом лично.

Зато среди проектов на памятник Ушакову есть свои бесспорные лидеры: первая премия - Ян Нейман, Валентин Свешников, вторая премия - Борис Петров, Владимир Васильковский, третья премия - Александр Москалев, Евгений Скворцов. Эти проекты будут выставлены в здании Военно-Морской академии, и к их обсуждению предлагается привлечь широкую флотскую общественность. Настораживают заявления, не погонят ли курсантов писать бравые отзывы повзводно, как это обычно делается во время выборов.

Памятник предполагается установить на так называемой ушаковской развязке - эстакаде, которая грозит заслонить и главный фасад ВМА, и салтыковский сад, и, пожалуй, сам памятник.

Что касается бюста Тургенева, то не найдя среди предложенных проектов ни одного, который бы ответил на все вопросы задания, жюри решило присудить лишь поощрительные премии и выставить проекты на обсуждение с тем, чтобы решить в дальнейшем, нужно ли устанавливать бюст, а не памятник, и годится ли для этого нынешняя площадь Тургенева.

Похоже, перед горожанами сделали реверанс, приглашая их поучаствовать в обсуждении проекта. Насколько серьезно отнесутся к высказанным петербуржцами мнениям, зависит от нашей с вами активности и от весомости доводов. Выставка работ пройдет в КГА в течение января, не забудьте об этом за праздничной суетой. Иначе некого будет винить, если на голом ветру на глазах у сфинксов вскарабкается на крышу гаража угловатая босая женщина, почему-то названная Анной Ахматовой.

Ольга НИКОНОВА Фото Интерпресс

Сайт управляется системой uCoz