Семен Гейченко «Сердце оставляю вам», Москва, 1983 год.

«ЗДЕСЬ ДРЕМЛЕТ ЮНОША МУДРЕЦ, ПИТОМЕЦ НЕГ И АПОЛЛОНА...»

В прошлом году осенью, будучи в Ленинграде, я встретился с моим старым другом поэтом М. А. Дудиным. Он не только мой друг, но и друг многих пушкиногорцев. Ему даже присвоено звание «Почетный гражданин Пушкинских Гор». Он воспел в своих стихах заповедные пушкинские места и многих пушкиногорцев, он один из основателей «Пушкинского праздника поэзии в Михайловском»!

При каждой встрече Михаил Александрович обязательно чем-нибудь порадует меня: то поможет приобрести для музея какую-нибудь редкостную вещь или книгу, то познакомит с хорошим художником, писателем. Ведь это он «сосватал» Лениздату мои новеллы о пушкинской земле!.. Прямо скажу — не счесть всего того доброго, что он сделал для Михайловского и лично для меня как писателя и хранителя Пушкинского заповедника!

При прошлогодней встрече он вдруг сказал: «Знаешь, Семен Степанович, у тебя есть возможность получить для Пушкинского заповедника скульптуру Александра Сергеевича, которую недавно создала молодой ленинградский художник Галина Васильевна Додонова. Вещь прекрасная! Пушкин отлит в бронзе! Изваяние крупноформатное, как говорится, во весь рост! Вещь очень инте­ресная...» Я растопырил уши, а М. А. Дудин продолжал: «Она сейчас на хранении в Высшем художественном училище имени Мухиной. Хозяин скульптуры какая-то школа в Невском районе... По их заказу Додонова работала над своим Пушкиным! Давайте пойдем к мухинцам, посмотрим статую. А там видно будет — что и как!»

Мы сразу же собрались и пошли в «Соляной городок» к тогдашне­му директору училища. И тут я впервые узрел Пушкина, которого создала в 1969 году Галина Васильевна Додонова. Вот что мы с Михаилом Александровичем увидели. Пушкин — юноша. Он только что окончил Лицей. Приехал на отдых к родителям в Михайловское. Он в «партикулярном» сельском виде, сброшен с плеч лицейский мундир...

Он очарован всем, что видит вокруг. На все смотрит расширенным взором. Он видит рощи, сад, пруд, цветы, деревья, небо, уютный дедовский дом... Все ему приветливо. Во всем блаженство, слышен напев живой соловья, иволги, жаворонка... Благодать. Тепло. Томно. Подошел к пруду, где «светлые ручьи в кустарнике шумят»... Выкупался, вышел из воды и лег на берегу. Вынул из кармана книгу стихов. Может быть, это был томик Парни, или Шенье, или, может быть, Гете...

В душе зазвучали стихи: «Здесь дремлет юноша мудрец, Питомец нег и Аполлона...»

Михайловское! К нему обращены бессмертные строки юноши-поэта — его «Деревня» и «Домовому», стихи о вдохновении, о радости бытия! Здесь начало пушкинских начал. Здесь открылась ему дорога в вечность. Здесь определился подвижнический путь его как человека, художника, пророка...

Много раз ходил я в училище» Мухиной смотреть на додоновского Пушкина. И каждый раз в скульптуре я видел что-нибудь новое. По совету ректора училища написал письмо в облисполком с просьбой о передаче скульптуры заповеднику. Через какое-то время был получен благоприятный ответ. Зимою скульптура приехала в Михай­ловское и была установлена на окраине сада почти рядом с дорожкой, ведущей с южной окраины сада к «Острову уединения». Около этой дорожки площадка. Отсюда очень хорошо видна скульптура. Она в единой гармонии с Михайловским садом.

Скульптура Додоновой рассчитана на пленар - на воздух, открытое пространство. Она сливается с окружающей природой. Экспозиция ее на природе усиливает эмоциональный характер образа и художественность формы произведения. Это завораживает зрителя и будит его воображение. Скульптура Додоновой монументальна и вместе с тем изящна и проста. В фигуре поэта много жизни, движения.

Когда вы подходите к площадке, откуда лучше всего рассматри­вать скульптуру, у вас, несомненно, родится впечатление, будто бы Пушкин только-только, совсем недавно бродил по рощам, любовался Соротью, ветряной мельницей, холмами, нивами, рассматривал все здесь сущее. Он полон творческого вдохновения. Это прекрасно передано скульптором в жестах рук поэта. Одною он облокотился на' землю, другая устремлена в пространство. Поэт ждет явления Музы... Мгновенье... и нужное слово будет найдено, и сойдет с его уст, и «стихи свободно потекут».

В скульптуре Додоновой интересно все, особенно трактовка головы Пушкина, в ней чувствуются образы, найденные самим Пушкиным в его автопортретах.

Прекрасен сад Михайловского с его зеленым ковром, яблонями, вишнями, сливами, скворечниками, незабудками, ромашками, коло­кольчиками... Сегодня он стал еще прекраснее. В нем чудесное изваяние Пушкина. Будете в Михайловском — обязательно посмотри­те, и благо вам будет.

Сайт управляется системой uCoz